История появления китайской керамики

Глава 1: Самая ранняя керамика

Как известно из "Утерянной книги Чжоу" керамику изобрёл Святой Крестьянин (Шэнь Нун), изобретатель земледелия, живший с 2838 до 2698 г. до н.э. Он пахал землю и в свободное время делал керамику, в частности, кувшины и черепицу. Посуда была необходима, поскольку к тому времени правитель по имени Кремневый Человек (Суй Жэнь) уже научил людей готовить пищу - до него все они были сыроедами. Дело в том, писал Хань Фэйцзы, что дикие плоды, устрицы, собираемые в пищу, часто портились и плохо пахли, от них болели животы. Нашелся святой, который сверлил кремень и добывал огонь, на котором обрабатывал не совсем свежую пищу. Люди сделали его правителем Поднебесной и назвали Кремневым Человеком.
Для приготовления пищи Кремневый Человек изготовил котёл. И до сих пор, вот уже которое тысячелетие, котёл — основная посуда для этой цели: в нём варят в воде, варят на пару, поместив над кипящей водой решето с рисом или пампушками, а налив в котёл масло, жарят.
После Святого Крестьянина правители Шаохао и Хуанди имели специальное ведомство, управляющее керамистами. Известно даже, что Хуанди, что значит Желтый Император, живший с 2698 по 2597 г. до н.э., родоначальник китайцев, назначил чиновником по керамическим делам некоего Нин Фэна.
В этой истории возникновения керамики, рассказываемой до начала XX века нашей эры включительно во всех китайских книгах о фарфоре, есть некоторые неувязки. Во-первых, "Книга Чжоу" до нас не дошла, потому она и называется "утерянной". Книга якобы существовала во времена Конфуция, т.е. в середине первого тысячелетия до н. э.. но позже её уже никто же видел.Чжоу - это довольно рыхлое государственное образование на территории Китая, состоящее из многих царств. Возникло государство Чжоу в XI в. до н. э., когда чжоусцы победили иньцев, находящихся на более высокой ступени развития, и, как обычно бывает в таких случаях, восприняли их культуру. Началась экспансия и ассимиляция соседних неолитических племён. К середине 1-го тысячелетия до н.э. завершился синтез того, что называли государством Чжоу. В это время в одном из царств этого государства, царстве Лу, жил Кун-цзы или, как у нас принято его называть на латинский манер, Конфуций.Во-вторых, Святой Крестьянин, Шаохао и Хуанди, по преданиям, жили около 5 тыс. лет назад и Святому Крестьянину, как самому первому из них, для облегчения жизни потомства, если верить древним мифам, пришлось изобрести керамику (то есть керамическую посуду), черепицу (то есть керамику для крыш), соевый соус. без которого и по сей день не сядет за стол ни один житель Восточной Азии, и вообще всё, что нужно было дляжизни в те отдалённые и мало благоустроенные времена. Но... письменность в Китае появилась лишь через тысячелетие после него, так что, с одной стороны, неграмотный Святой, к сожалению, не смог оставить никаких записей ни о составах, ни о применяемой им технологии, а с другой стороны, не совсем ясно, как сведения об этих героях древности дожили до начала письменной истории страны.
Итак, мы ничего не знаем достоверного о Святом Крестьянине и его изобретениях. Но можно предположить, что в Китае, как и во всех странах мира (кроме некоторых коралловых островов Тихого океана, где нет глин), керамика появилась постепенно как необходимый продукт общественного развития. Потребность в сосудах: сначала для хранения воды и продуктов, а затем для приготовления пищи, вызвала появление посуды из вездесущей глины. Первые сосуды просто высушивали - только не на солнце-иске. где глина трескается, а в прохладном затененном месте. Потом заметили, что вынутые из огня сосуды становятся прочнее. Это уже керамика! Первая керамика не знала никаких украшений. Потом стали наносить узоры. Например, на котлах изображали животных, а на сосудах для воды - символически воду. Наверное, не для того, чтобы не перепутать, что для чего, а с намёком: чтобы не переводилось мясо в котле и вода в кувшине. Кстати, совершенно напрасно потомки приписали Святому Крестьянину изобретательство: ведь в "Книге Чжоу" говорится, что он делал, а не изобретал керамику,Что же мы знаем о первой китайской керамике в действительности? Очень древнюю керамику на территории Северовосточного Китая в районе Ананси, недалеко от Цицикара, обнаружил Лян Сыюн. Жившие здесь охотники и рыболовы первобытного общества, пришельцы с юго-запада, уже умели изготовлять из камня и кости различные орудия. Здесь обнаружены черепки грубых глиняных изделий коричневого цвета, вы-лепленных вручную. Некоторые черепки как будто полированы -это, по-видимому первая заглаженная, так называемая лощёная керамика. Более тонкие изделия содержат в качестве отощителя песок. Нет никаких ручек, но встречается оттянутый носик. Форма этой древнейшей китайской посуды - а древнейшая керамика всегда посуда: ёмкость для хранения или приготовления пищи - очень грубая, редко приближающаяся к шарообразной.
Древние мастера украшали свою продукцию несложным узором из прямых линий, вырезанных в сырой массе (впрочем, до рождения искусства ещё очень и очень далеко, узоры тогда имели скорее всего ритуальное значение). О размере судить трудно, так как целые изделия не были найдены - археологам не часто улыбается такое счастье. Толщина черепков 4-7 мм, иногда и больше. Обжигали эту керамику за 5-7 тысяч лет до нашей эры при температуре 500-600°С. Позже эта культура распространилась далее к югу и достигла района Линьси во Внутренней Монголии. Здесь нет больших рек и озёр, но есть тучные земли, и люди от охоты и рыболовства перешли к земледелию. Обнаруженная здесь керамика. относящаяся к середине неолита, богаче и разнообразнее, хотя очень напоминает черепки из района Ананси. Но есть и кардинальные отличия.
Во-первых, черепки различаются по цвету: чёрные, коричневые, желтые, красные, но чаще всего - серые. Это говорит о многом. Значит, мастера того времени уже пытались применить различное сырьё и различную технологию (для каждого сырья своя технология). Значит, и самих мастеров было много - каждый брал свою глину в своём месте, вводил свои добавки и обжигал своим способом. Следует обратить внимание и на серый цвет - главный цвет грубой китайской керамики по сегодняшний день. Но об этом немного позже.
Во-вторых, большая часть сосудов изготовлена не ручной лепкой, а на гончарном круге. После изобретения самой керамики гончарный круг - важнейшей изобретение в керамической технологии. сохранившее своё значение до наших дней. Круг позволяет придавать изделиям правильную круглую форму.
В-третьих, дно у многих сосудов плоское. Казалось бы, что же тут особенного? Это естественно... для нас с вами. А древний человек готовил пищу на костре, и сосуд с плоским дном плохо обогревался бы снизу пламенем. Поэтому в древности делали котлы на трёх ножках (достаточно трёх для устойчивости), а ножки к тому же делали полыми для увеличения площади нагрева. Горшок для русской печи по форме тоже представляет собой как бы котёл на одной полой ножке. Плоское дно котла говорит о появлении плиты. Ну, а если сосуд предназначен не для приготовления пищи, а для хранения продуктов, то дно может быть и плоское, и даже выпуклое - если сосуд зарывают в землю. Четвёртое отличие - по технологии декоративного оформления: кроме гравировки использовали оттиск, а сами узоры стали несколько богаче и разнообразнее. Так описывал эту керамику Лян Сыюн, изучавший её в 1930 г.
В период позднего неолита эта культура продвинулась ещё дальше на юг и смешалась с культурой расписной керамики. За последние десятилетия китайские археологи сделали много новых находок. Даже в годы пресловутой "культурной революции", о которой все культурные китайцы вспоминают с ужасом и содроганием, археология, служившая разгулу национализма и политическим компаниям, была, пожалуй, единственной наукой, сохранившей себя в какой-то степени. Всё это в прошлом, и, поскольку свежо в памяти, вряд ли повторится.
Неспециалисту иногда кажется, что археологи (возможно, подсознательно) стремятся отодвинуть найденную керамику как можно дальше в глубь тысячелетий. Так, сообщалось, что древнейшей керамике, найденной южнее Шанхая , по данным радиоуглеродного анализа около 7 тысяч лет. На одном из сосудов изображена свинья, ещё недалеко ушедшая от дикого кабана. Ну. а в среднем течении реки Хуанхэ, центре генезиса китайцев, как считают , керамику знали ещё 8-9 тысяч лет назад. Но есть и более осторожные оценки: всего б тысяч лет с лишним для китайской керамики, но счет ведут от появления прообраза гончарного круга и печей с температурой до 1050°С. Типичные изделия этого типа относятся к расписной керамике культуры Яншао.

Глава 2: «Расписная керамика культуры Яншао»
Глава 3: «Чёрная керамика с Драконовых гор»
Глава 4: «Белая керамика и глазурь»


назад

Hosted by uCoz